К. Монтеверди. Вечерня Пресвятой Девы Марии. Воскресенье, Июнь 1, 20:00 — 21:45
Художественный руководитель Эндрю Лоуренс-Кинг (Великобритания).
Клаудио Монтеверди (1567-1643) Вечерня Пресвятой Девы Марии. (1610)
Самое знаменитое произведение гениального композитора первой половины XVII века Клаудио Монтеверди — это квинтэссенция великолепия эпохи позднего итальянского Ренессанса, совмещающая литургические песнопения, изысканную полифонию с драматическими чертами недавно зародившегося оперного стиля. Сочинения на темы псалмов и духовные концерты впервые были собраны для публикации в 1610 году, но (как в случае с Мессой си минор Баха почти полтора века спустя) нам не известно, была ли месса целиком исполнена при жизни композитора. В наше время Vespro della Beata Vergine уже давно стала мировым хитом барочной музыки, но данный концерт будет первым исполнением этой мессы в России.
Манускрипт Монтеверди связан с соборами Святого Петра в Риме и Святого Марка в Венеции, но включение фанфары рода Гонзага (также выписанной в опере «Орфей» 1607 года) намекают также на связь с собором Святой Барбары в Мантуе. Композиция достаточно монументальна, чтобы соответствовать этим величественным зданиям, с большими инструментальными и вокальными ансамблями и множеством двойных хоров, контрастирующими с тонкими и глубокими соло и дуэтами. Музыкальная архитектура произведения подчеркнута использованием григорианского хорала, огромным разнообразием оркестровых аранжировок, а также знаменитым использованием эффекта эха между одним голосом (или инструментом) и другим. И храм словно становится сакральным театром для декламирования страстных текстов из Песни Песней, драматических диалогов и виртуознейших орнаментаций.
Монтеверди соединяет, разделяет и снова соединяет десятерых певцов как солистов, партнеров в диалогах, ансамблях и антифонных хорах. Во вступительной фанфаре и антифонных частях инструменты играют ритурнели, где струнная группа контрастирует с корнетти (деревянные духовые инструменты XVII века, с амбушюром как у трубы и пальцевыми отверстиями как у флейты) и сакбутами (барочными тромбонами). На всем протяжении произведения певцов поддерживает и ведет группа континуо, своеобразная «ритм-секция» эпохи барокко, состоящая из клавишных, теорб (больших лютен) и арф.
Эндрю Лоуренс-Кинг — один из ведущих мировых исполнителей и исследователей старинной музыки, руководящий постановками старинных опер в Европе, Скандинавии, США, Австралии. Постановки, прошедшие под его руководством, и аудиозаписи завоевывали многие престижные мировые награды, включая российскую театральную премию «Золотая Маска» в 2013 году, за самую первую оперу в истории — «Игру о Душе и Теле» 1600 года, идущую в Музыкальном театре им. Н.И. Сац.
Данная премьера «Вечерни» отражает результаты последних исследований Эндрю Лоуренса-Кинга в области стариной музыки.
Руководить постановкой Маэстро будет также в исторической манере — не при помощи дирижерской палочки, изобретения XIX века, но из секции континуо, играя на итальянской барочной хроматической арфе.
Солисты:
Екатерина ЛИБЕРОВА сопрано
Анастасия БОНДАРЕВА сопрано
Карлос ГОМЕС тенор (Колумбия)
Жан-Франсуа НОВЕЛЛИ тенор (Франция)
Тигран МАТИНЯН тенор
Иван ЛЮБИМОВ тенор
Тарас ЯСЕНКОВ тенор
Владимир КРАСОВ баритон Евгений СКУРАТ бас
Нериюс МАСЕВИЧЮС бас (Литва)
«Орган — оркестр: Моцарт и Мендельсон», Воскресенье, Июнь 15, 20:00 — 21:30
Константин Казначеев (скрипка), Фёдор Строганов (орган), Иван Лебедев (орган). В программе: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Ф. Мендельсон, П. И. Чайковский и др.
«Орган — оркестр: Моцарт и Мендельсон»
Исполнители:
Лауреат международных конкурсов
Константин Казначеев (скрипка)
Лауреат международных конкурсов
Фёдор Строганов (орган)
Иван Лебедев (орган, фортепиано).
В программе: скрипичный концерт Ф. Мендельсона, симфония № 40 В. А. Моцарта, «Щелкунчик» П. И. Чайковского и др.
«Орган-оркестр» — это новый проект известного московского дуэта органистов, Фёдора Строганова и Ивана Лебедева. В продолжение двух сезонов этот дуэт радует публику собственными транскрипциями оркестровых произведений, которые совершенно по-новому раскрывают богатые возможности «короля инструментов». На этот раз в программу концерта включены не только наиболее успешные работы, уже оцененные публикой и специалистами, — в первую очередь знаменитая моцартовская симфония № 40, а также тонко и с юмором созданные интерпретации танцев из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»; в исполнении скрипача Константина Казначеева, которого связывает с органным дуэтом давнее творческое сотрудничество, впервые прозвучит скрипичный концерт Феликса Мендельсона.
«Звуки вечности», Воскресенье, Июль 6, 19:00 — 21:25
В программе:
И. С. Бах, С. Франк, М. Дюпре,
А. Глазунов, Ю. Ройбке.
Лауреат международных конкурсов Мария Лесовиченко, орган
Орган с давних пор воспринимается как инструмент общения с Богом. В храме он выступает наравне с проповедником, комментируя и усугубляя смысл с помощью всеми понятного языка — музыки.
И многие композиторы обращались с молитвой к Господу именно через орган.
Алексей Шевченко, орган, Воскресенье, Июль 20, 19:00 — 20:30
«Бах в зеркале Романтизма»
Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750) — Макс Регер (1873 — 1916)
Хроматическая фантазия и фуга BWV 903
Отторино Респиги (1879 — 1936) Прелюдия ля минор
на хорал Баха «Ich hab mein Sach Gott heimgestellt»
Прелюдия си бемоль мажор
на хорал Баха «In Dich Hab’ Ich Gehoffet, Herr»
Луи Вьерн (1870 — 1937) Романс и финал из Симфонии для органа № 4 соль минор соч. 32
Шарль — Мари Видор (1844 — 1937)
«Bach’s Memento» Pastorale / Miserere mei Domine / Aria / Marche du veilleur de nuit / Sicilienne / Mattheus — Final