Российский государственный театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина имеет большую и примечательную историю, связанную с именем своего основателя Аркадия Райкина.
Аркадий Исаакович Райкин окончил Институт сценических искусств, класс В.И. Соловьева. После института был принят в труппу Лентрама (Ленинградский театр рабочей молодежи), который вскоре оставил, чтобы связать свою судьбу с эстрадой.
1939 год. Ленинградский театр эстрады и миниатюр открывает свой первый сезон. Одним из его организаторов был Аркадий Райкин.
1941-1945 годы. Участие в концертах по обслуживанию фронтов. Театр проехал тысячи километров от Балтики до Кушки, от Новороссийска до Тихого океана. Артисты выступали на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, на палубах боевых кораблей.
На вопрос журналиста армейской газеты: «Какие ваши творческие планы?» Аркадий Райкин отвечает: «Бить фашистов до полной победы. Только своим оружием, оружием сатирического слова».
«Был такой странный период нашего пребывания на фронте, когда мы все время опаздывали к своей смерти. Нас всегда очень ждали в частях армии и флота. Было составлено четкое расписание наших переездов и спектаклей. Однажды нас в пути задержала пурга, а дом, приготовленный нам для ночлега, начисто снесло вражеской бомбой, в другой раз мы опоздали к выступлению на передовой, где днем снаряд попал в эстраду, где в это время мы должны были играть спектакль». Аркадий Райкин. Воспоминания. Рассказ Р. Ромы.
Константин Райкин: «О художественных принципах нашего театра можно сказать следующее. С одной стороны — это основанная на высокой драматургии, прежде всего на классике, мощная энергетическая атака на зрительный зал. Независимо от жанра очень напористое, мускулистое, атакующее, но не агрессивно, действо на сцене. С другой — большая любовь к зрителю. Не может быть равнодушия к зрителю или неприятия по отношению к нему. Все, что происходит на сцене, изначально делается для зрительного зала и с любовью к нему. Это для нас принципиальная позиция, и её „Сатирикон“ наследует от театра Аркадия Райкина. Мы работаем для того, чтобы нас поняли, чтобы возвысить, очистить и просветлить наших зрителей. Поэтому мы театр большой положительной энергии, при этом театр поэтический, всегда стремящийся оторваться от быта, освободиться от него. По методологии мы стоим на позициях Станиславского и не отказываемся от психологического театра, понимая, что театр невозможен без разработанной психологической гаммы человеческих отношений и переживаний, без „жизни человеческого духа“ на сцене. Отсюда и существующий у нас принцип приглашения разных режиссеров, обязательно близких нам по духу, по своему ощущению и театра, и жизни».