Известный дуэт солистов барочной капеллы «Золотой век», Александр Листратов (барочная виолончель) и лауреат международных конкурсов Алексей Шевченко (орган) для своей программы на этот раз выбрали камерные сочинения Иоганна Себастьяна Баха.
Написанные для светского музицирования, они не утратили духовной связи с церковными произведениями великого композитора.
Обрамляют программу две из трех великолепных сонат для виолы да гамба и клавира. Есть мнение, что сонаты были написаны для талантливого гамбиста Кристиана Абеля, который служил в кётенском оркестре. По другой версии Бах написал их для развлечения своего хозяина, князя Леопольда, который среди прочего играл и на виоле да гамба.
Немало музыкальных тайн кроет в себе знаменитая сюита для виолончели соло № 6. До сих пор исследователи творчества композитора спорят, для какого именно инструмента она была придумана, ведь те задачи, которые Бах ставит перед музыкантом в этой сюите, порой оказываются за гранью технических возможностей исполнителя и инструмента.
Теснее всего с церковными традициями связана органная Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор, известная также под названием «Св. Анна», потому что первая тема фуги напоминает один из англиканских гимнов св. Анне. Все в этом цикле связано с символическим выражением Святой Троицы: три разнохарактерные темы в прелюдии (три духовных образа — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух), три раздела и три темы в фуге и даже выбор тональности ми-бемоль мажор с тремя ключевыми знаками.
Хроматическая фантазия и фуга ре минор уже при жизни композитора заслужила признание, и с тех пор входит в число самых популярных произведений композитора. Теоретическая схема фантазии так же безупречна, как и ее художественное воплощение. Под влиянием хроматической фантазии были созданы произведения Моцарта, Бетховена, Листа, Франка, Регера и других.
Хроматическая фантазия и фуга написана для клавира, но ее масштабность говорит о влиянии органной традиции. На рубеже XIX–XX веков один из величайших пропагандистов музыки Баха, Макс Регер, сделал переложение этого сочинения для большого органа. Оно и прозвучит в концерте.