6 июля:
Первые упоминания об инструментах, именуемых organumom, встречаются еще в текстах Пиндара, Меланиппида, Платона и даже в Библии, а современная конструкция органа была исполнена согласно амбициозному замыслу французского мастера Аристида Кавайе-Колля, который мечтал сделать его звучание способным соперничать с мощью симфонического оркестра.
Орган традиционно сопровождает католические и протестантские службы, в результате чего многие католические церкви и протестантские кирхи со временем стали чаще использоваться и в качестве концертных залов.
В соборе святых Петра и Павла в Москве 6 июля состоится концерт молодой органистки Марии Лесовиченко, которая в свои 23 года является призером и лауреатом ряда престижных международных конкурсов органистов и клавесинистов, а, кроме того, участником специальных академий в Голландии и Австрии.
Орган с давних пор воспринимается как инструмент общения с Богом. В храме он выступает наравне с проповедником, комментируя и углубляя смысл с помощью всем понятного языка музыки.
Многие композиторы обращались с молитвой к Господу именно через орган. Где-то это очевидно — автор берёт известную каноническую мелодию или текст; а где-то это незаметно: нет ни слова о Боге ни в названии, ни «в ходе действия», но всё пропитано, всё дышит, всё ясно «говорит», что эта музыка обращена именно к Нему...
Так постоянно происходит у Баха. Так в этой программе будет у Глазунова.
Хорал Франка — это свободная фантазия, композитор не берёт тему какого-то определённого хорала, он просто сочиняет свой. Дюпре использует в своей первой части четырехчастной «Симфонии Страстей» гимн Jesu Redemptor Omnium, а соната Ройбке — это масштабная поэма на основе текста 94 Псалма.
Программа:
- И. С. Бах (1685-1750). Прелюдия и фуга ми минор BWV 548,
- С. Франк (1822-1890). Хорал ми мажор FWV 38,
- М. Дюпре (1886-1971). «Мир в ожидании Спасителя» (I часть «Симфонии Страстей » для органа op. 23),
- А. К. Глазунов (1865-1936). Прелюдия и фуга ре минор ор. 98,
- Ю. Ройбке (1834-1858). Соната для органа до минор «94 Псалом» в 4 частях.
Мария Лесовиченко родилась в 1991 году. В 1997 поступила в Музыкальный лицей (колледж) при Новосибирской государственной консерватории, где обучалась на фортепиано в классе И. И. Берман, а с 2004 года — в органном классе у доцента Н. В. Багинской. В 2009 году поступила в Московскую государственную консерваторию в класс А. М. Шмитова. Лауреат Международных фестивалей — конкурсов в Санкт-Петербурге в 2006 и 2010 году, международного конкурса «Юный органист» (Москва, 2009, 2 премия) и международного конкурса Валерия Кикты (Москва, 2010, 2 премия). Совершенствовала своё исполнительское мастерство на мастер—классах К. Стембриджа, И. Труммера , Б. Хааса, Г. Роста, М. Радулеску, Бена ван Оостена, Э. Вирсинги, Йоса ван дер Кооя и др.
20 июля:
«...Бах — завершение. От него ничего не исходит, но всё ведёт к нему». Так начинается знаменитая книга Альберта Швейцера о Бахе. Согласимся с этим лишь отчасти — трудно найти в истории музыки композитора в такой же степени как Бах повлиявший на композиторов последующих поколений.
Помимо баховской пассакалии, исполненной в романтических традициях регистровки сообразно одному из лучших органов Москвы — уникальному немецкому романтическому органу фирмы «Зауэр» (1898), который будет звучать в концерте, — в программе «Бах в зеркале Романтизма» прозвучат произведения композиторов второй половины XIX — начала XX веков, вдохновлённые музыкой и личностью Иоганна Себастьяна Баха.
В эпоху экзальтированных чувств и апатии, войн и революций, Бах олицетворял для них образ музыканта, творчество которого обращено к Богу. Не случайно смысл хоралов, процитированных Отторино Респиги в его прелюдиях на хоралы Баха и Ференцем Листом в его вариациях на мотив из кантаты Баха Weinen, Klagen («Слёзы, вздохи» — произведение написано Листом на смерть дочери), заключается в утешительном евангельском «Да будет воля Твоя, а не моя».
Программа:
- Иоганн Себастьян Бах (1685 — 1750) Пассакалия до минор BWV 582,
- Отторино Респиги (1879 — 1936) Прелюдия ля минор на хорал Баха Ich hab mein Sach Gott heimgestellt,
- Прелюдия си бемоль мажор на хорал Баха In Dich Hab’ Ich Gehoffet, Herr,
- Луи Вьерн (1870 — 1937) Романс и финал из Симфонии для органа № 4 соль минор соч. 32,
- Ференц Лист (1811 — 1886) Вариации на мотив Баха «Weinen, Klagen» («Слёзы, вздохи») фа минор,
- Иоганн Себастьян Бах — Шарль — Мари Видор (1844 — 1937) Финальный хор из «Страстей по Матфею» до минор.
3 августа:
Звезда мировой оперы Павел Баранский, баритон Елена Привалова-Эпштейн, орган (Москва-Рига).
Творческая жизнь певца началась на западных оперных и фестивальных сценах. Закончив Национальную Музыкальную Академию Украины, а потом пройдя годовую стажировку в Цюрихском оперном театре, он ярко начал свою карьеру. Gran Prix на престижном конкурсе оперных певцов в Германии, сформировал географическую точку стояния и приоритетность творческого пути артиста. Работая ведущим солистом в «Гамбург Штат Опера», где он пел главный баритональный репертуар, певец участвовал в крупных фестивальных проектах стран Англии, Китая, США, Франции и Ирландии. Его партнерами были ведущие оперные солисты со всего мира такие как: Samuel Ramey, Mirella Freni,Giuseppe Giacomini, Галина Горчакова, Татьяна Моногарова, Елена Манистина и м.д. а также ведущие мировые дирижеры: Владимир Юровский, Eve Queller, Nello Santi, Василий Петренко, Николай Алексеев, Василий Синайский, Дмитрий Лис, Феликс Коробов, Валерий Полянский, Николай Степанов и другие.
В 2007 году Павел Баранский впервые приезжает в Россию по приглашению дирижера Константина Орбельяна для участия в проекте Русские сезоны.
С 2008 года, артист начинает в России свой новый этап творческой жизни. Наряду с оперными проектами Павел представляет Российской публике свои сольные программы, где невероятно мощно проявились его главные особенности — философское понимание произведений. В его исполнении хорошо известные произведения, становятся открытием и потрясением для слушателей. Интеллектуализм и в тоже время простота, драматичность и необыкновенный лиризм в сочетании с безупречным исполнением — отличительная особенность сольных программ певца. Редкий по красоте баритон, абсолютное актерское обаяние Павла Баранского сделала его любимым солистом и в России. Здесь он выпустил четыре компакт диска. Русские романсы и оперные арии, диск Русской духовной музыки, альбом романсов Рахманинова и диск с Военным Оркестром Министерства Обороны России посвященный 65-летию Победе Великой Отечественной войне.
В 2010 году певец открывал дни России во Франции в Конгресс холле штаб квартиры «ЮНЕСКО». За последние четыре года Павел спел около 30 концертов в разных городах России, где ему аккомпанировали такие пианисты как: Александр Гиндин, Александр Синчук, Михаил Аркадьев и другие.
Продолжая работать в Европе, Павел представляет много новых программ в России с фортепиано, симфоническими, а также народными оркестрами. Его репертуарный диапазон невероятно разнообразен. От классических и зарубежных арий, до народных песен. Особенное внимание исполнитель уделяет классическому романсу композиторов Чайковского, Рахманинова, Метнера и м.д.
В настоящее Павел Баранский готовится к сольным концертам во Франции, а также в России, которые пройдут в 2014 году.
17 августа:
Фёдор Строганов — яркий представитель отечественной органной школы, с успехом выступающий в России и за рубежом. Его игру отличают тонкий вкус и чувство стиля, искренность и эмоциональность, в обширном репертуаре органиста-виртуоза — выдающиеся сочинения мастеров, от Ренессанса и Барокко до великих романтиков и современных композиторов.